В Театре Маяковского прошла премьера ироничного «Евгения Онегина»

3 часа(ов) назад 1
ARTICLE AD BOX

Премьера спектакля «Евгений Онегин» в постановке Егора Перегудова состоялась 31 января в Московском академическом театре имени Владимира Маяковского. Режиссер делает ставку на иронию, превращая действие романа в комедию. Егор Перегудов работал над инсценировкой полгода. По его словам, сначала он влюблялся в материал, а потом началась паника — как превратить роман в пьесу. Ведь в «Онегине» практически нет прямой речи, кроме Пушкина, там вообще мало кто говорит. Текст классика не переписан — это все тот же известный всем роман в стихах. Только вот главы в нем перемешаны, а авторская речь отдана героям. Выглядит это очень органично и смело. Первый, с кем мы знакомимся, — это Дядя самых честных правил. Но если читатель — на словах, то зритель — лично. И приходит этот самый дядя к могиле Ленского. А сразу следом мы встречаемся с Татьяной в кабинете Онегина. К слову, у Пушкина это седьмая глава. «Евгений Онегин» Перегудова — совсем не «энциклопедия русской жизни», как роман в стихах назвал Белинский. На сцене — это личный дневник самого Пушкина. Продолжает режиссер Егор Перегудов:

В Театре Маяковского прошла премьера ироничного «Евгения Онегина»

© BFM.RU

Егор Перегудов режиссер «Энциклопедия — это что-то скучное, это что-то, что дает мне представление о каких-то вещах, о которых я не знаю. Конечно, в Онегине полно этого, но первая любовь девочки — там не нужна энциклопедия. Поэтому пытаемся рассказать историю живых людей, не персонажей, которых все знают, чтобы мы к ним эмоционально подключались, сопереживали им — Татьяне, Ленскому, даже Онегину, которому сложно сопереживать. Когда создается художественное произведение, автор в нем, естественно, присутствует. В случае с Пушкиным, это способ себя познать, и мне кажется, что «Онегина» правильно рассматривать как дневник Пушкина на протяжении тех восьми лет, что он писался. Потому что он сам меняется, меняются его мысли. Когда я писал композицию, мне как раз было очень важно придумать, как сделать так, чтобы Пушкин был, не выводя его в виде автора».

В главных ролях молодые актеры. По словам режиссера, лучше них никто не передаст эмоций юных пушкинских героев — Онегина, Лариной и Ленского. Их молодость и самоирония автора превращают роман в искренний поэтический театр, где поэзия — не форма текста, а образ жизни.

Евгения играет Мамука Патарава. Он рассказывает, что мечтал об этой роли. Вдохновлялся, в первую очередь, самим Пушкиным: его биографией, характером и хулиганством. Роман не теряет свою актуальность, потому что, как минимум, таких, как Онегин, в наши дни, может, даже больше, чем во времена классика, говорит актер Мамука Патарава:

Мамука Патарава актер «По своей природе достаточно импульсивный, угловатый, резкий. Происходит то, что Вахтангов до меня сформулировал, синтез человека-роль. Дело каждого артиста и режиссера выбрать главенствующую часть характера у героя, соединить его со своей, чтобы это тебе же шло, чтобы оно отзывалось. Выбирается тема. Евгений Онегин, это скорее тема, а не человек. Когда тебе изначально все дано, лучшие женщины, лучший алкоголь, лучшие места, ты рано это пробуешь — все больше, больше, эту порочность, — тебе становится мало. Вдруг ничего не прельщает, становится скучно. Разве нет такого типа людей? А что изменилось, кроме одежды, повадки, разговор, может, люди чуть смелее у нас стали, скорее испорченнее. Без мечты сложно жить, надо чего-то хотеть в жизни. И если нет этой вертикали у человека, вот и получается: что делать-то?»

Татьяна же в инсценировке Перегудова намного горячее, чем мы привыкли. В некоторых сценах она выглядит импульсивной, безбашенной и комичной. А как иначе, говорит актриса Варвара Бочкова, которая пришла в театр Маяковского только в этом сезоне:

Варвара Бочкова актриса «Когда читаешь «страницы нежные романа», она грустна, задумчива, молчалива. Но в сценах, когда она влюблена, она же очень горячая. У нее же в первый раз влюбленность, она запылала. У нее, мне кажется, столько эмоций внутри, столько чувств. Она не знает, что с ними делать, потому что это впервые, и она этого так ждала. И, мне кажется, просто ощущение, когда читаешь, от нее немного более закрытое, более такое стерильное, а в ней очень большая душа, и я пыталась как-то в эту сторону идти».

Спектакль в целом ироничный и хулиганский. По мнению Егора Перегудова, именно такой взгляд будет понятен и интересен молодой публике, на которую, прежде всего, он и рассчитан.

Читать всю статью