В РФ на одного учителя-дефектолога приходится почти 80 учащихся

5 часа(ов) назад 7
ARTICLE AD BOX

МОСКВА, 6 марта. /ТАСС/. Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью на одного учителя-дефектолога в 2024 году составляла 78 человек, наибольший дефицит специалистов наблюдается в Кировской и Оренбургской областях, а также в Башкирии. Об этом свидетельствуют опубликованные в Единой межведомственной информационно-статистической системе (ЕМИСС) данные Минпросвещения РФ, с которыми ознакомился ТАСС.

5 марта министр просвещения РФ Сергей Кравцов сообщал, что количество учителей-дефектологов и учителей-логопедов, которые работают с учащимися с ОВЗ и инвалидностью, в этом учебном году составила 31,2 тыс., увеличившись по сравнению с прошлым учебным годом на 11%.

Согласно данным ЕМИСС, на одного учителя-дефектолога в 2024 году приходилось 78 учащихся, тогда как в 2023 году - 86,27. Наибольший дефицит в таких специалистах наблюдается в Республике Башкортостан (282,1 учащегося на одного учителя-дефектолога), Республике Бурятия (230,3), Оренбургской области (315,33), Пензенской области (240,55), Томской области (229,02) и Кировской области (409,63). В Москве на одного учителя-дефектолога приходится 27,87 учащегося, в Чеченской Республике - 11,89, в Саратовской области - 41,08, в Московской области - 23,21, в Липецкой области - 36,5.

При этом в среднем по РФ на одного учителя-логопеда приходится 36,9 ученика, за год этот показатель почти не изменился (37,88). Более "загружены" учителя-логопеды в Ивановской области (99,83 ученика), Забайкальском крае (99,7), Владимирской (98,32), Челябинской (79,65) и Рязанской областях (77,4). В Чеченской Республике, Москве, Ингушетии, Дагестане и Подмосковье на одного такого специалиста приходится от 10,28 до 14,24 ученика.

Согласно сведениям Минпросвещения, на начало 2024-2025 учебного года численность обучающихся с ОВЗ составляла почти 178 тыс. человек, с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - около 224 тыс. человек.

Дефицит кадров

"Дефицит кадров наблюдается даже в Москве, где специалистов готовят четыре государственных и ряд негосударственных вузов. При этом крайне ограничена подготовка профильных специалистов (сурдопедагоги, тифлопедагоги и др.). В регионах дефицит кадров достигает критического порога", - сообщила ТАСС директор Института детства Московского педагогического государственного университета Анна Алмазова. Она отметила, что в некоторых регионах есть один сурдопедагог с соответствующим базовым образованием.

Эксперт напомнила, что санитарно-эпидемиологические требования к образовательным организациям четко указывают наполняемость групп и классов. Так, предельная наполняемость отдельного класса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается в зависимости от нозологической группы и составляет от 5 до 12 человек, в условиях инклюзии в классе - не более 3 обучающихся с ОВЗ.

При этом согласно приказу Минобрнауки, на каждые 6-12 детей с ОВЗ должен приходиться один учитель-дефектолог. А одна штатная единица учителя-логопеда должна вводиться на 25 обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации или имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, что регламентировано распоряжением Минпросвещения, уточнила она.

Читать всю статью