ARTICLE AD BOX
Наземный робототехнический комплекс «Курьер» уже успешно используется в зоне СВО, скоро в войска начнут поступать крупные партии таких аппаратов, заявил зампред правительства Бурятии Иван Альхеев. Среди достоинств этой разработки он выделил дистанционное управление, большой запас хода и высокую проходимость. Также стало известно, что на фронт было отправлено 3 тыс. новейших БПЛА «Микроб». Эти беспилотники оснащены искусственным интеллектом и системой донаведения, что позволяет им поражать цели даже при обрыве связи с оператором из-за воздействия комплексов РЭБ. По словам аналитиков, скорость внедрения инноваций в беспилотной сфере резко возросла.
Наземный робототехнический комплекс (НРТК) «Курьер» успешно используется в зоне СВО, заявил заместитель председателя правительства Бурятии Иван Альхеев в интервью изданию «Номер один».
«Сегодня уже начали передавать в войска (НРТК «Курьер». — RT), и они успешно используются нашими подразделениями. В ближайшее время будем передавать уже большие партии продукции», — сказал Альхеев.
Он отметил, что «Курьер», как и другая техника для нужд СВО, производится на территории опережающего развития «Патриотическая», которая была создана в Дальневосточном федеральном округе по предложению вице-премьера и полпреда президента РФ Юрия Трутнева.
По словам Альхеева, производство «Курьера» было налажено в сжатые сроки. Среди преимуществ НРТК он отметил точность стрельбы, большой запас хода и высокую проходимость.
«Можно вести огонь с наземного робототехнического комплекса, при этом сохраняя жизнь и здоровье наших солдат... Мы получаем хорошие отзывы о нём. Отмечают очень высокую точность и кучность стрельбы. Проходимость. Самое главное, что «Курьером» управляют дистанционно из блиндажа, то есть сам оператор находится в укрытии, и под ответный огонь попадает «Курьер», а не боец», — подчеркнул зампред правительства Бурятии.
По данным из открытых источников, НРТК «Курьер» предназначен для уничтожения живой силы и объектов противника, установки минных заграждений, эвакуации раненых, перевозки грузов и выполнения специальных задач в зоне действия огня противника.
Аппарат базируется на гусеничном шасси. Его универсальность обеспечивается за счёт смены модулей полезной нагрузки.
В боевом варианте дрон может вооружаться автоматическим гранатомётом АГС-17, пулёмётом ПКТ, реактивным пехотным огнемётом, противотанковыми гранатомётами РПГ-7, РПГ-26 и РПГ-30, крупнокалиберным пулемётом НСВТ-12,7 или противотанковым ракетным комплексом «Фагот».
Кроме того, на «Курьер» можно устанавливать систему сброса для миноукладки. Базовая версия позволяет перевозить восемь противотанковых мин ТМ-62. При необходимости боезапас может быть увеличен. В свою очередь, эвакуационный модуль включает в себя специальный манипулятор для транспортировки раненых.
По словам военного эксперта Олега Шаландина, роботы типа «Курьер» могут применяться на фронте в целом ряде ситуаций.
«Такой дрон пригодится при штурмовых действиях и зачистке зданий. В оборонительных боях... «Курьер» может помочь сковать манёвры противника. НРТК также может использоваться в качестве «кочующего орудия» — выдвигаться на позицию, открывать беспокоящий огонь и уходить. А в версии с ПТРК «Фагот» «Курьеры» будут полезны на танкоопасных направлениях», — заявил специалист в разговоре с RT.
Беспощадный «Микроб»
22 января также стало известно, что в зону СВО поставлены уже более 3 тыс. дронов-камикадзе «Микроб». Об этом сообщили в «Народном фронте». Проект был разработан новосибирским КБ «Микроб» совместно с московской компанией «Площадь».
По словам разработчика этого БПЛА Александра Грязнова, «Микроб» оснащён искусственным интеллектом и системой донаведения. Это позволяет ему выполнять боевую задачу даже при подавлении канала управления установками радиоэлектронной борьбы (РЭБ) — в случае обрыва связи дрон перехватывает управление и атакует цель в безоператорном режиме.
«Если в настоящий момент дрон попадает в так называемый купол, закрытый РЭБ, он теряет управление и вынужден либо долетать по инерции до цели, либо теряет управление, падает. То есть задача боевая не будет выполнена. Этого недостатка лишён дрон, обладающий искусственным интеллектом и системой донаведения. Соответственно, он может после того, как оператор захватит цель, самостоятельно сопровождать её, как бы цель ни маневрировала. Цель найдут, догонят и уничтожат», — рассказал он в интервью «Народному фронту».
Ориентироваться в пространстве дрону помогает созданный компанией «Площадь» автопилот с нейросетью, который видит цель через камеру при помощи технологии машинного зрения. В свою очередь, динамические характеристики «Микроба» позволяют ему работать «с большими скоростями и перегрузками».
«По докладам Минобороны, только одно подразделение, где два расчёта, работая 40 дронами, уничтожило технику противника на сумму, если говорить условно, превышающую стоимость всех трех тысяч дронов, которые мы произвели», — сообщил ТАСС Александр Грязнов.
Преимуществом беспилотника он также назвал модульность конструкции.
«В бою в разных условиях надо применять разные вещи. Ночью должны работать тепловизионные вещи, есть разные радиочастотные окна на разных участках фронта. Соответственно, по частотам управления и видео необходимо устанавливать разные приёмо-передающие устройства. Главное понять баланс, чтобы устройство не было слишком насыщенно дополнительными деталями, и бойцам на фронте не приходилось бесконечно складывать эти конструкции», — пояснил разработчик.
Военный обозреватель газеты «Комсомольская правда» полковник в отставке Виктор Баранец в комментарии RT положительно оценил детище КБ «Микроб».
«Невиданная вспышка инициатив»
По мнению Виктора Баранца, скорость внедрения новаций в сфере производства БПЛА в последнее время сильно возросла.
«Появилось огромное количество «золотоголовых мальчиков», которые прекрасно соображают в электронике, технике, полётных ситуациях и схемах. СВО очень серьёзно продвинула военно-технический прогресс, в том числе и в производстве дронов различного класса... Произошла невиданная вспышка инициатив и конструкторских решений. Я за 54 года своей деятельности такой массовой вспышки идей и предложений ещё ни разу не встречал», — заявил аналитик.
В то же время эксперт констатировал, что пока ещё остаются проблемы с практической реализацией перспективных идей.
«Чем быстрее мы сократим дистанцию от замысла до воплощения и накачаем армию современным оружием, тем быстрее будет победа», — подчеркнул Баранец.
Олег Шаландин также отметил, что по сравнению с началом СВО ситуация с дронами в российских войсках кардинально изменилась.
«Дроны у нас применялись и в начале конфликта, но это было не очень распространено. В дальнейшем, когда мы отражали пресловутый «контрнаступ» ВСУ, ситуация была уже совершенно иная. Были учтены тенденции, нашей промышленности была поставлена соответствующая задача. Так что фактор СВО положительным образом повлиял на дроностроение», — резюмировал специалист.