В России разработку стратегии развития образования планируют завершить к осени

4 часа(ов) назад 3
ARTICLE AD BOX

В России разработку стратегии развития образования планируют завершить к осени

В России разработку стратегии развития образования планируют завершить к осени

© Пульс Live

Новшества коснутся подготовки инженерно-технических специалистов, уровней высшего образования, поддержки педагогов и педагогической науки.

В России в последнее время наблюдаются значительные изменения в сфере образования, направленные на укрепление роли государства как технологического лидера. В центре внимания находится подготовка специалистов в области инженерии и технологий, а также врачей и педагогов. Эти инициативы будут учтены в Стратегии развития образования, над которой сейчас активно работают. Ожидается, что некоторые из новых мер смогут быть внедрены в высших учебных заведениях уже в следующем году, а также рассматриваются обновления в системе сдачи ЕГЭ. Об этих изменениях в интервью рассказал первый заместитель председателя Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Александр Мажуга.

Ключевые вызовы

- Разработке Стратегии развития образования большое внимание уделяют и Госдума, и Совет Федерации. Когда она появится и какие ключевые моменты в ней отразят?

- Это важный элемент, который повлияет на развитие всей системы образования и ответит на вопросы, как мы будем учить, кого, где и зачем. Правительство сформировало несколько рабочих групп, в том числе межведомственную рабочую группу под руководством помощника президента Андрея Фурсенко и вице-премьера Дмитрия Чернышенко. Я вхожу в ту, которая касается высшего образования. Как говорят коллеги, к осени стратегия должна быть разработана и представлена президенту. Здесь, наверное, не стоит торопиться. Все-таки сфера образования очень консервативна и чувствительна, затрагивает большое число участников.

Ключевые вызовы следующие. Первый — технологическое лидерство. Надо сделать так, чтобы наше образование, начиная со школы, а может быть, даже с детского сада и заканчивая вузом, обеспечивало подготовку необходимых стране профессионалов. Прежде всего мы говорим об инженерно-технических специальностях, медиках, педагогах, работниках сельского хозяйства, специалистах в сфере информационных технологий.

Второй акцент — стратегия должна быть педагогоцентричной. Третий момент — необходимо научиться быстро адаптироваться под демографическую ситуацию, планируя образовательные процессы. Наконец, сами программы должны быть актуальными, соответствовать запросу государства и общества в части образования и воспитания.

- Госдума приняла поправки, позволяющие не только учителям и научным работникам участвовать в разработке стандартов, но и работодателям. Готовы ли они к этому?

- Недавно мы приняли законопроект, вносящий изменения в закон об образовании, касающиеся создания федеральных учебно-методических объединений (ФУМО) по каждой укрупненной группе специальностей и направлений подготовки. Условно — по химии, математике, экономике, лечебному делу. ФУМО отвечает за разработку федеральных стандартов, а далее каждый вуз на основе ФГОС разрабатывает свои программы.

Причем в составе ФУМО важны и работодатели, чтобы образование на любом уровне не было оторвано от реального сектора экономики, социальной сферы. Именно тот, кто сегодня находится на предприятии, должен сказать, какие темы, оборудование для образовательного процесса нужно включить в стандарт. И хотя для работодателей это не совсем профильная деятельность, мне кажется, для них это будет очень значимо. Поэтому активно привлекаем их, чтобы в будущем к ним приходил выпускник вуза, способный сразу влиться в процесс, а не тратить время на переучивание.

Единый госэкзамен — не только «угадайка»

- Звучат предложения то изменить, то вовсе отменить ЕГЭ. Каковы перспективы?

- Мы говорим о стратегии образования, и как раз вопрос ЕГЭ — это вопрос стратегический. Надо определиться и сказать школьникам и абитуриентам, что, например, точно живем с ЕГЭ до 2036 года. Если хотим что-то менять, то следует зафиксировать это в стратегии. Сегодня мы понимаем, что единому госэкзамену нет альтернативы, но его необходимо совершенствовать, думать над содержанием и форматом проведения.

В любом случае ЕГЭ — объективный инструмент, позволяющий ребенку из самого дальнего уголка России поступить в вуз в другом регионе, подать документы сразу в пять вузов и участвовать в конкурсе по пяти направлениям подготовки. Я не согласен с позицией, что этот экзамен — некая «угадайка». Он реально оценивает и знания, и умение применить их на практике, совершить последовательную логическую цепочку действий.

- Руководитель Рособрнадзора 25 февраля сказал, что в ЕГЭ по химии, физике и биологии в ближайшие два-три года должна появиться экспериментальная часть. Насколько это реализуемо?

- По опыту руководства химико-технологическим университетом могу сказать, что, когда к нам приходят абитуриенты, очень важно, чтобы они умели держать пробирки и колбы в руках. В ОГЭ после 9-го класса такая практика уже есть. Предлагаем рассмотреть возможность проведения эксперимента и на ЕГЭ по химии, физике, биологии в 11-м классе.

В ближайшее время в Госдуме состоится совещание с представителями Рособрнадзора, ассоциаций преподавателей химии и физики, на котором мы обсудим с коллегами, реально ли это сегодня. Для этого надо оборудовать большое число школ во всех регионах. Также мы должны научить учителей проводить эксперимент. К сожалению, не всегда в школе в таких экспериментальных дисциплинах, как химия, биология или физика, есть время для лабораторных работ. Взвесив все плюсы и минусы, выйдем на какое-то решение. И, может быть, самое раннее через год проведем эксперимент в пилотном режиме. Но после этого уж точно никто не сможет сказать, что ЕГЭ — «угадайка».

- Существует проблема и с кадрами в образовании. Как она решается?

- Мы хотим более жестко регулировать деятельность организаций, которые занимаются дополнительным профессиональным образованием. Оно предполагает повышение квалификации — то, что педагог делает периодически, и переподготовку, когда он из одной специализации уходит в другую. Очень похожая ситуация с медиками.

Мы настаиваем, что повысить квалификацию или провести переподготовку педагога можно только в государственном и муниципальном образовательном учреждении. То есть если он хочет сменить специализацию, то идет в педагогический вуз, в качестве образования которого мы уверены и где это делают лучше всего. А сегодня, к сожалению, интернет пестрит объявлениями, что за пять тысяч рублей можно изменить специализацию и стать преподавателем практически любой дисциплины. С этим нужно бороться. Поэтому соответствующий законопроект сейчас на этапе предварительного рассмотрения. В ближайшее время, надеюсь, получим отзыв Правительства и рассмотрим его в первом чтении.

Та еще химия

- Какие изменения ждут абитуриентов вузов?

- В этом году почти никаких резких новшеств в правилах приема нет, в отличие от 2026-го. Это больше волнует тех, кто учится в 10-м классе. Одна из новаций может быть связана с перечнем дисциплин ЕГЭ для сдачи при поступлении в вуз. Например, в этом году будущим учителям химии надо сдать ЕГЭ по русскому языку, математике и обществознанию. Планируем, что в 2026-м будет такой перечень — русский, математика, химия. Будущие преподаватели-предметники будут сдавать профильный экзамен.

Также в стадии предварительного рассмотрения и получения отзыва Правительства законопроект, связанный с поступлением в вуз после колледжа. Сегодня в университеты поступает в год примерно миллион человек, из которых 42 процента — выпускники по программам среднего профессионального образования. Складывается ситуация, когда эту ступень используют как промежуточную, а не для получения профессии. Часто это делают, чтобы обойти ЕГЭ и вместо него в вузе сдать только вступительные экзамены. Мы предложили, чтобы при поступлении из колледжа в вуз по тому же профилю, допустим медицинскому, для абитуриента все осталось, как сейчас. А если после 9-го класса человек стал бухгалтером, а потом решил пойти в медвуз, ему надо будет сдать два ЕГЭ — по химии и по биологии. Так, как это делают выпускники одиннадцатых классов по ряду специальностей. Сохранение профильности очень важно. Вот тех, кто после медколледжа идет в медвуз, примерно 90 процентов, а после педколледжа в педвуз — около 65.

- В Совете Федерации прозвучало мнение, что пора исключить платное образование в медицинских вузах. Что думаете об этом?

- Это правильно. Необходимо регулирование исходя из потребностей страны в кадрах по профилям. Когда контрольные цифры приема доходят до университетов, вмешивается еще платный прием. В итоге когда нужно выпустить 100 инженеров, дипломы получают 150 экономистов, потому что часть инженеров перетекла в другую сферу. Поэтому платный прием надо контролировать. Мы эту тему обсуждаем. Другой пример. Государство говорит, что нужно 100 терапевтов, 50 хирургов и 10 офтальмологов. А из-за платного приема ребята в ординатуре выбирают хирургию или пластическую хирургию. Получается, что при платном приеме избыток профессий, которые популярны, но их столько не надо, а тех, кто нужен, дефицит.

Тренд на инженеров

- Над чем еще собираетесь работать в весеннюю сессию?

- Самое главное — стратегия развития образования, это на нашем парламентском партийном контроле и будет плавно перетекать в законотворческую деятельность. Наш законопроект о мерах поддержки молодых ученых в ближайшее время будет представлен к рассмотрению во втором чтении. Очень большая и важная работа, на которой сегодня наш председатель комитета сосредоточился, — разработка концепции нового закона о науке. В ближайшее время должен быть представлен законопроект о новых уровнях образования. На смену бакалавриату и специалитету придет просто высшее образование. На смену магистратуре — специализированное высшее образование. По инициативе президента пилотный проект уже реализуется, в целом же новая модель должна заработать с 2026 года, но этот процесс будет происходить поэтапно.

Работаем над законопроектом об инженерном образовании. Он пока не внесен, но обсуждается. Предлагаем в законе об образовании ввести отдельную статью, которая будет называться «Особенности реализации программы инженерной подготовки». В частности, планируем закрепить, что будущие инженеры должны получать стипендию, отличную от той, которую получают студенты других направлений подготовки. Также и затраты на их обучение должны быть существенно выше. Также надо разрешить привлекать к обучению представителей реального сектора экономики, а предприятиям — безвозмездно передавать в вузы образцы материалов, стенды, инженерное оборудование. Преподаватели, которые учат инженеров, должны в обязательном порядке повышать свою квалификацию на предприятиях.

В начальной стадии разработки у нас законопроект о студенческих олимпиадах, чтобы выявлять талантливых студентов и давать им преференции при поступлении в аспирантуру. Это уже прямой путь в науку, чтобы профессия ученого стала популярной и престижной. Тем более что в стратегических документах заложен двукратный рост финансирования науки.

По материалам «Парламентской газеты»

Читать всю статью