ARTICLE AD BOX
В России идет перестройка местной власти
До конца 2025 года регионы должны привести свои уставы в соответствие с новыми правилами.
Действующий с 2003 года закон о местном самоуправлении постоянно дополнялся новыми, зачастую противоречивыми поправками. В итоге в него было внесено более 200 изменений, однако избежать противоречий между отдельными статьями не удалось.
Это привело к наслоению и путанице в полномочиях различных властных структур, закрепленных в отраслевых федеральных законах. Поэтому законодатели приняли решение устранить противоречия в действующих положениях о местном самоуправлении, упростив и уточнив компетенции местной власти, а также согласовав правовые нормы, содержащиеся в разных документах.
Согласно новым поправкам, регионы получат возможность не только формировать одноуровневую систему местного самоуправления, но и сохранять двухуровневую систему там, где она показала свою эффективность. Более того, будет возможен частичный переход на одноуровневую систему, а в отдельных местах можно оставить двухуровневую, учитывая мнение территорий и их национальные и исторические традиции. Этот закон, который на разных этапах своего прохождения вызвал бурные дискуссии, был принят Госдумой.
Слишком много противоречий
В актуальном на сегодняшний день законе о местном самоуправлении девять статей посвящены разноуровневым полномочиям, которые иногда пересекаются друг с другом. Мягко говоря, это не способствует эффективности, а скорее, наоборот, создает путаницу. Часто возникает неразбериха между полномочиями различных публичных органов власти, закрепленными в отраслевых федеральных законах.
От такой ситуации страдают все: чиновники, правоохранители и граждане, поскольку нет ясности в распределении ответственности. Поэтому еще в декабре 2021 года глава Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников и председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас внесли в Госдуму законопроект, который закрепляет полномочия органов местного самоуправления и устанавливает критерии и процедуры для их передачи.
Согласно поправкам, правила перераспределения полномочий смогут приниматься субъектами как в отношении всех муниципальных образований на их территории, так и для отдельных муниципалитетов. Учитывая общую разбросанность законодательства по полномочиям, был использован опыт «свода полномочий», примененный в федеральном законе об общих принципах организации публичной власти в субъектах, который уже продемонстрировал свою эффективность на практике, пояснил Павел Крашенинников в интервью «Парламентской газете».
«Все основные полномочия — только в законе о местном самоуправлении, другое законодательство может лишь конкретизировать их, а не вводить новые. При этом установленный перечень полномочий может быть изменен только путем внесения поправок в федеральный закон о местном самоуправлении. Полагаем, проект позволит повысить эффективность и прозрачность работы местных органов власти и укрепить организационную и финансовую основу их деятельности», — уточнил глава комитета.
Одноуровневая, двухуровневая, смешанная
При этом общая структура местной власти остается неизменной. Для всех должностных лиц местного самоуправления устанавливается единый срок полномочий — пять лет. Если глава муниципалитета не справляется со своими обязанностями, высшее должностное лицо субъекта сможет применить к нему меры взыскания, начиная от предупреждения и заканчивая снятием с должности.
При этом претензии должны быть публично обоснованы. Глава комитета также отметил существующую в последние годы тенденцию к сокращению количества муниципальных образований, особенно на поселенческом уровне, и случаи, когда регионы самостоятельно переходят к одноуровневой системе. Однако такие изменения актуальны не везде. Переход на одноуровневую систему местного самоуправления с упразднением городских и сельских поселений вызывает опасения.
Ранее депутаты от Татарстана предложили не спешить и сохранить возможность для тех, кто уже работает на двухуровневой системе, остаться на ней.
Позицию Казани на пресс-конференции в прошлом декабре подтвердил и спикер Госсовета республики Фарид Мухаметшин.
«Одна треть населения республики живет в сельской местности, а там другой власти нет. Чтобы решить проблемы, местным жителям придется ехать в райцентр. Кроме того, сельсовет — это наша опора. Там много депутатов — участников СВО. Думаю, мы сделали большой шаг, когда выступили против того, чтобы сельсоветы упразднять», — подчеркнул глава парламента.
И такая позиция регионов была учтена.
«Принятый закон позволяет сохранить двухуровневую систему организации местного самоуправления (сельские и городские поселения, а также муниципальные районы) в тех субъектах Российской Федерации, в которых она показала свою эффективность. Более того, у регионов будет возможность частично переходить на одноуровневую систему, а на отдельных своих территориях сохранить двухуровневую. Как и почему — решает сам субъект с учетом мнения территорий, национальных и исторических традиций», — обратил внимание Павел Крашенинников.
Двухуровневая структура местного самоуправления предполагает наличие городских и сельских поселений в составе муниципального района или внутри городских районов в составе городского округа. Городские и сельские поселения, а также внутригородские районы в городских округах имеют своего главу, администрацию, представительный орган — сельсовет или горсовет — и отдельный бюджет.
В случае одноуровневой структуры все населенные пункты, входящие в состав городского или муниципального округа, не располагают бюджетами и органами местной власти. Вопросами местного самоуправления занимаются органы муниципального (городского) округа.
Таким образом, по мнению депутата, закон предлагает гибкую систему организации местного самоуправления, которая учитывает уже существующую специфику на местах.
Проделана большая работа
Павел Крашенинников напомнил, что над поправками работала большая рабочая группа, состоящая из представителей Госдумы, Совета Федерации, Администрации президента и Правительства. Рабочая группа проводила расширенные заседания и выезжала по всей стране, обсуждая законопроект с коллегами, работающими на уровне муниципальной и региональной власти.
В результате было рассмотрено около тысячи поправок. По итогам такой кропотливой работы не произошло значительных изменений в системе местного самоуправления, считает председатель комиссии по территориальному развитию и местному самоуправлению Общественной палаты РФ Андрей Максимов. Он отметил, что сохраняется серьезная преемственность с уже действующими правовыми нормами, которые доказали свою эффективность.
Механизмы правового регулирования, отработанные годами, остаются в силе, а также происходит точечная настройка. Максимов не исключил, что после вступления закона в силу в разных регионах появится множество моделей правового регулирования организации местного самоуправления, которые будут учитывать особенности территориальной доступности власти и предоставления услуг, связанных с жизнью людей на местах. По мнению Павла Крашенинникова, местное самоуправление является первичным уровнем публичной власти, наиболее близким к населению.
От организации работы на местах и взаимодействия с жителями зависит общая эффективность как региональной, так и федеральной власти. Новый закон, который вступит в силу через 90 дней после публикации, должен способствовать этому. До 1 января следующего года субъектам необходимо принять законы, регулирующие вопросы организации местного самоуправления.
По материалам «Парламентской газеты»