ARTICLE AD BOX
В Северной столице хотят создать систему, когда на карте или в приложении можно будет увидеть, «где мой дворник», и узнать, когда, откуда и куда стоит переставить машину, чтобы не мешать уборке. Пока приложения работают в тестовом режиме — петербургских дворников «оцифровывают», а они привыкают размещать фотографии вверенных им участков до и после проделанной работы. Параллельно городские власти подключают искусственный интеллект. О революционных новациях в, казалось бы, консервативной коммунальной сфере «Парламентской газете» рассказал вице-губернатор Петербурга Евгений Разумишкин.
- Евгений Николаевич, власти не пожалели, что после реорганизации системы ЖКХ отказались от подрядов с управляющими компаниями и вернулись к госуправлению со штатными дворниками?
- Не пожалели, поскольку подряды были больше похожи на сезонную занятость. И часто, особенно зимой, вставал вопрос о нехватке работников ручного труда и механизаторов. После реорганизации, когда дворники и механизаторы стали штатными сотрудниками, ситуация изменилась. И постепенно сформировался костяк кадров, работающих на постоянной основе. Стало понятно, как планировать работу и какую нужно готовить инфраструктуру. Так, в прошлом году за год мы отремонтировали 94 помещения для дворников, 18 баз механизаций. В этом году планируем обновить еще 13 баз и 64 дворницких.
- Несколько лет назад говорили о потребности в четыре тысячи работников. Удалось набрать?
- Если на конец 2024 года у нас было больше четырех тысяч дворников и обеспеченность уже составляла 92 процента, то с 1 января благодаря поддержке губернатора Александра Беглова мы увеличили возможности по приему в штат еще на 970 человек, а с 1 июля — еще на 1100 людей. И спрос есть. Реорганизация же проводилась не чтобы уйти от подрядного принципа, а чтобы возродить работоспособность этой сферы. Поэтому мы, порой опытным путем, стараемся учитывать лучшие практики времен СССР и даже имперской России, включая менталитет и отношение к «хозяину двора», при этом внедрять самые новейшие разработки и технологии, включая искусственный интеллект.
Кстати, в прошлом году выполнили еще задачу — внесли изменения в Технологический регламент выполнения работ по уборке внутриквартальных территорий, позволяющие в полной мере нормировать материально-технические затраты для выполнения работ, а также численность персонала жилищных агентств с учетом их специфики.
Это позволило четко определить нагрузку дворников и техники, рассчитать норматив и оформить его в регламенте. Теперь за каждым работником закреплен свой объем работ, который он обязан выполнить с применением конкретной единицы техники.
- Известно, что долго этой работой занимались приезжие. Как сказалась на отрасли борьба с незаконной миграцией?
- Я не могу назвать это кадровым дефицитом, но некоторые неудобства мы испытали. Конечно, я склоняюсь к тому, чтобы в нашей сфере преимущественно трудились соотечественники, петербуржцы. Но я нормально отношусь к приезжим людям, к гражданам других национальностей. И в сфере ЖКХ, так сложилось, представлен многонациональный состав.
- С начала года проводится тайный эксперимент с цифровизацией дворников. Что это за проект и в чем его суть?
- Мы тестируем приложение. Оно пока устанавливается только на телефоны с платформой Android. Через него можно видеть геолокацию работников ручного труда и механизаторов, создавать задачи сотрудникам и контролировать выполнение работ. Работник получает задание через приложение, выходит на вверенный участок, отправляет фотографию до уборки и потом — после. На сегодня приложение установили 2903 сотрудника — это дворники, мастера, механизаторы в 16 районах города. К 1 апреля подведем итоги работы системы, а летом будем дорабатывать. В перспективе планируем, что в системе будут зарегистрированы около семи тысяч человек из районных жилищных агентств, а также все работники учреждений по уборке улиц, это еще 1200 человек и сотрудники жилищно-коммунального комплекса, а это еще 1,5 тысячи человек.
- Это приложение будет в доступе для горожан? В каком формате? Почему оно не публично?
- Пока система тестируется, она замкнута внутри ведомств. В идеале потом петербуржцы должны видеть, где находится их дворник, на карте или в приложении отслеживать информацию о планах уборки территории. Например, чтобы знать, когда убрать машину для очистки территории от снега.
Кроме этого, запущена в тестовом режиме единая цифровая система, которая может через городские видеокамеры отследить, где нужно провести работы, условно, где много снега и его надо убрать. ИИ фиксирует проблему, отсылает информацию в Центр комплексного контроля городского хозяйства. Когда проблема решена, снимает задачу. Так мы внедряем искусственный интеллект.
- Это тоже какое-то приложение или что-то более глобальное?
- В прошлом году мы создали Центр комплексного контроля городского хозяйства Петербурга, где ежедневно специалисты работают с полученной от нейросетей информацией и принимают меры в режиме реального времени. В городе установлено около 90 тысяч видеокамер, благодаря чему нейросети выявляют непорядки: неубранный снег, посторонние графические изображения, ямы во дворе — чат-бот все отправляет ответственному ведомству. Например, за прошедший сезон нейросеть зафиксировала такое нарушение, как навал снега во дворах, 2500 раз. При этом мы понимаем, что однократная фиксация детекта не является нарушением, а свидетельствует о выполнении ответственными за содержание территории своих обязанностей по уборке снега. В среднем такие детекты исчезают с карты нарушений за сутки: снег вывозят, и нейросеть больше не видит горки со снегом во дворе. А вот неоднократное выявление одного и того же детекта уже является нарушением и передается в работу инспекторам.
- Если говорить о традициях, то в начале прошлого века образ классического хранителя двора — это был дворник-татарин. Какой сегодня портрет работника ручного труда?
- За время реорганизации отрасли, которая началась, напомню, в 2022 году при вице-губернаторе Анатолии Повелии, мы постепенно повышаем престиж работника ручного труда, преобразовываем инфраструктуру, обновляем дворницкие, повышаем зарплаты и в целом формируем позитивное отношение к ним. Все эти изменения, конечно, влияют на людей, которые помогают делать наш город чистым и комфортным. Они стремятся совершенствовать свои навыки, обучаются новым технологиям, меняют подходы к работе. Они видят, что их труд оценивается жителями, многие, кстати, знают, кто работает у них во дворе, они взаимодействуют. Я недавно познакомился с мастером, так вот она, чтобы успешно взаимодействовать с дворниками и механизаторами, выучила их родной язык. Это тоже характеризует отношение к работе. У меня перед глазами есть и другой портрет. Я знаю пару, которая работает вместе, приезжие из другого региона, так вот они в свободное время ходят в наши библиотеки, посещают театры, то есть и работают, и получают удовольствие от тех возможностей, которые предоставляет наш город.
- Говорят, что дворники получают под сотню тысяч рублей в месяц. Это правда?
- Напомню, что до реорганизации дворники управляющих компаний получали примерно 36 тысяч рублей в месяц. На штатной основе они начали зарабатывать больше. В январе мы проиндексировали оклады на 15 процентов, теперь минимальная зарплата дворников почти 60 тысяч рублей, механизаторов — до 93 тысяч рублей. А с 1 июля дворник будет получать больше 65 тысяч рублей, а механизатор — 99 тысяч рублей.
- Как я понимаю, это местные жители. А если в дворники идет приезжий? Удалось решить вопросы с жильем? Ведь это тоже часть лучших советских традиций.
- Это был важный вопрос, чтобы не допустить текучки кадров. Мы его частично решили, у нас 646 трактористов и дворников обеспечены госжильем, часть людей — местами в доходных домах.
- Несколько лет назад запустили пилотный проект «дворник-шеринг», когда любой человек мог взять задание на уборку двора и получить за это деньги. Как таксист за разовую перевозку по пути с работы до дома. Приложение будет содержать такой функционал?
- Сейчас проект «дворник-шеринг» не реализуется. Но мы не против в перспективе внедрить и такую систему. В 2021 году ситуация еще была другая, работников ручного труда не хватало катастрофически, нужна была помощь самих граждан. В перспективе можно было бы внедрить и такой механизм, но для начала нужно выстроить основную систему.