ARTICLE AD BOX
15 марта открывается сезон проката электросамокатов и электровелосипедов. Для кого-то это радостная новость, а для пешеходов - это новая головная боль. Тем не менее, сезон начинается. Но тех, кто берет в аренду самокаты, ждут новые неожиданные требования. Более того, в течение года требования к ним могут расшириться. Ожидаются поправки в правила дорожного движения и прочие нормативные акты. Но обо всем подробнее.
В связи с теплой зимой сезон решено открыть раньше, чем обычно. Владельцы собственных средств индивидуальной мобильности (СИМ) уже начали потихоньку выезжать на дороги. Но для прокатных устройств сезон официально открывается именно сегодня. До последнего момента было не ясно, откроют его или нет. Все зависело от погоды. Но прогноз погоды на ближайшие дни не радует. На следующей неделе ожидается похолодание и даже снег. Однако, как утверждают компании краткосрочной аренды электросамокатов, это не проблема. Если погодные условия не будут соответствовать требованиям безопасности для перемещения подобной техники, их просто отключат. Воспользоваться таким устройством не получится. Оно просто не поедет.
Общее количество электросамокатов в Москве и Московской области в 2025 году составит около 40 тысяч устройств. При этом город ждет увеличение количества СИМ в пригородных локациях, где жители используют их, чтобы добраться до транспортных хабов. В этом сезоне в Москве будет больше электровелосипедов, которые пользуются популярностью у горожан, - на старте их будет уже 5 тысяч. Теперь городской микромобильный транспорт будет еще доступнее, и пользователи смогут всегда найти поблизости устройство для поездок.
Одна из важных новинок сезона - авторизация пользователей через аккаунт mos.ru, что позволит подтверждать возраст для доступа к аренде, а также иметь достаточно данных для работы с нарушителями правил безопасности поездок. Надо сказать, что еще в прошлом сезоне некоторые компании не требовали подтверждения возраста при регистрации. Хотя на всех самокатах было написано "18+". По факту такое устройство в аренду мог взять любой подросток, зарегистрировавшись через свой смартфон.
Интеграция сервисов кикшеринга и портала правительства Москвы - новый этап системного развития микромобильности в городе, которая позволит дополнительно улучшить безопасность и комфорт поездок для всех москвичей и гостей города, пояснили в компании Woosh. С помощью сервиса mos.ru можно точнее устанавливать личность и возраст пользователей. А значит, гарантировать ответственность тех, кто управляет СИМ, особенно если по их вине кто-то пострадал.
Компании уже активно сотрудничают с городом: делятся транспортной аналитикой, участвуют в контроле нарушений через городские камеры. Авторизация через mos.ru - еще один пример такого взаимодействия. Это позволит им обмениваться более точными данными, чтобы совместно с городом и другими операторами развивать культуру вождения СИМ.
Важно, что новый способ авторизации - это общее правило для пользователей всех сервисов кикшеринга в Москве. Так, усилия по работе с нарушителями будут иметь массовый эффект.
Ведь раньше некоторые пользователи, заблокированные за нарушения в одной компании, спокойно пользовались транспортом другой. Теперь этот фокус не пройдет.
Технически процедура достаточно простая - необходимо лишь однажды верифицировать аккаунт в сервисе и после этого пользоваться кикшерингом, как и раньше. На старте сезона москвичам и туристам будет доступно 5 тестовых поездок, после чего верификация аккаунта будет обязательной.
В городе продолжат действовать зоны автоматического снижения скорости в местах большого скопления пешеходов, парках и скверах. Запланировано развитие образовательных программ для школьников и учащихся колледжей и вузов, мероприятия по повышению знаний ПДД для СИМ. Так же продолжится работа по контролю и пресечению нарушений правил с привлечением сотрудников ГАИ, пеших инспекторов и уличных камер, а также сервисных команд кикшеринговых компаний и через общедоступный Telegram-бот "Самокаты: общественный контроль" (@Samokat_ru_bot).
Все компании заявляют о том, что электросамокаты будут оборудованы увеличенными номерами для удобства их считывания камерами. Так что нарушители от наказания не уйдут.
Кстати, о наказаниях. Все сервисы сохранили высокие штрафы для пользователей за нарушение Правил дорожного движения. В частности, за езду вдвоем, передачу управления самокатом ребенку, а также за езду в нетрезвом виде их размер на территории Москвы составляет 100 тысяч рублей. Нарушителей будут не только штрафовать, но и блокировать. Так, например, в прошлом году в столице МТС Юрент выписал 63,3 тысячи штрафов и заблокировал более 12 тысяч аккаунтов за серьезные нарушения.
Напомним, что сейчас Минтранс готовит свои поправки в Правила дорожного движения. Первый свой проект он отозвал, поскольку у МВД к нему возникло много вопросов. И главный - классификация этих транспортных средств. А именно, какие из них относить к СИМ, какие к мопедам, а какие к мотоциклам. В новом проекте эти вопросы должны быть разрешены. Хотя возникает масса вопросов. Сейчас, например, сотрудники ГИБДД и суды считают любое транспортное средство с мощностью более 0,25 кВт мопедом. Управлять им можно только при наличии прав. Как этот транспорт будет квалифицироваться в дальнейшем - пока нет понятия.
Второй момент: Минтранс предлагает приравнять всех пользователей СИМ к водителям транспортного средства. Отсюда, якобы, у них возникнут дополнительные обязанности. Например, останавливаться по требованию инспектора ГИБДД и проходить проверку на трезвость. Но и сейчас все это работает. Все участники дорожного движения, в том числе пешеходы, должны соблюдать правила и подчиняться требованиям инспекторов ГИБДД.
Также в новом предложении Минтранса присутствует ограничение скорости движения при приближении к пешеходам до 10 км/ч. Ныне действующая норма несколько жестче - снижение скорости до пешеходной. Возникает вопрос: кто и как будет контролировать скорость передвижения электросамокатов на тротуарах и во дворах? Ответ очевиден: никто и никак.
Кроме того, подготовлены поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые предусматривают драконовские меры наказания для управляющих СИМ. А именно, ввести штрафы: до 3 тысяч рублей за катание вдвоем на одном устройстве, до 2,5 тысячи рублей за создание помех пешеходам, до 30 тысяч рублей за управление СИМ в состоянии опьянения.
Вот только последняя мера бесспорна. Все остальные вызывают вопросы. Самокат может быть оборудован для поездки вдвоем. Например, у него расширенная платформа, есть дополнительное сидение. Да, и такие чудеса техники встречаются. Что же касается создания помех пешеходам, то мера вообще не реализуемая. До сих пор суды завалены спорами: должен ли был водитель уступить дорогу пешеходам или нет. А в данном случае помеха пешеходам вообще никак не конкретизирована.
В общем, вопросов тут больше, чем ответов. Поэтому вряд ли стоит ожидать каких-то конкретных правовых нововведений в отношении электросамокатчиков в этом году. Так что пешеходы, как и раньше, будут шарахаться по сторонам, водители опасаться выезда таких пользователей СИМ на дорогу.