В Госдуме обсудили способы защиты детей от опасных видеоигр

3 часа(ов) назад 10
ARTICLE AD BOX

Видеоигровые ассоциации и участники рынка встретились с депутатами Госдумы и профильными чиновниками для обсуждения законопроекта о регулировании игровой отрасли, внесенного в конце 2024 года. По словам экспертов, в нынешнем виде законопроект содержит в себе негативное отношение к игровой отрасли, а так же стремится регулировать сразу несколько направлений. В Госдуме отметили, что готовы к обсуждению инициатив.

В Госдуме обсудили способы защиты детей от опасных видеоигр

© Российская Газета

По словам главы рабочей группы, вице-спикера Госдумы Петра Толстого, основная задача законопроекта - "определить правила игры". При этом, какк заявил Толстой, "депутаты не будут заниматься профанацией и запрещать то, что запретить невозможно". Этот тезис во многом стал лейтмотивом всей дискуссии. Основная задача - защитить несовершеннолетних от вредного и противозаконного контента.

Замглавы комитета Госдумы по информполитике, глава РОЦИТ Антон Горелкин, который внес законопроект в Госдуму в конце 2024 года, прокомментировал ряд возражений отрасли, направленных депутатам профильными ассоциациями и крупнейшими участниками рынка накануне обсуждения.

"Цель законопроекта - создать комфортную правовую среду для российской видеоигровой индустрии, заложить основы для инвестиций и развития, а также помочь оградить пользователей от нежелательного и опасного контента", а не перекрывать кислород индустрии и портить жизнь геймерам", - сообщил Горелкин.

Также он высказался по поводу освобождения разработчиков игр от НДС - с такой идеей выступили в Организации РВИ: "На сегодняшний день существует льготное освобождение для IT-компаний из реестра Минцифры. Вы говорите, что оно может быть отменено в любой момент, но это не так. Оно будет отменено, только когда появится отечественный игровой движок с функционалом аналогичным иностранному, но мы все понимаем, что случится это не завтра",- подчеркнул Горелкин.

Ключевой вопрос здесь - это защита детей. По словам замглавы Роскомнадзора Вадима Субботина, это абсолютный приоритет для государства. В то же время, заявил чиновник, достаточно трудно представить себе сотрудников Роскомнадзора, которые будут проходить десятки и сотни новых игр каждую неделю, чтобы отслеживать тот или иной контент.

"Здесь, наверное, стоит определиться с выбором, с какой-то саморегулируемой структурой, когда на уровне отрасли коллеги будут следить за тем, что внутри этих игр, какие сценарии существуют, какой контент деструктивный, запрещенный, в нем присутствует. Ну а государство может следить за выполнением этих критериев", - рассказал представитель Роскомнадзора.

Опыт саморегулирования хорошо показал себя в разработке и дистрибуции ПО, уверен Николай Комлев, исполнительный директор Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ).

"У нас есть опыт. За время существования ассоциации принято пять хартий, которые что-то регулируют. В свое время был разговор, что российские разработчики взвинтили цены после ухода иностранцев. Мы сумели обойтись без введения каких-то специальных комиссий, надзорных органов при помощи хартии о предельном повышении цен в год. Все, проблема снялась. Я предлагаю использовать этот наш опыт по саморегулированию", - рассказал Комлев.

С этим согласен и Петр Толстой, он заявил, что предлагаемые меры «будут вводиться с расчетом на способность отрасли к саморегулированию».

В Минцифры поддержали законопроект, об этом сообщил замглавы Минцифры, статс-секретарь Иван Лебедев. "Мы посмотрели и согласились с коллегами, что это важный шаг вперед, своевременный и законопроект необходимо его принимать", -заявил он.

Об поддержке законопроекта со стороны Минэкономразвития и видении со стороны ведомства перспектив развития отрасли "РГ" рассказал директор департамента цифрового развития и экономики данных ведомства Владимир Волошин.

"Законопроект - своевременный и актуальный. Мы поддерживаем его принятие, так как действительно многие вопросы требуют регулирования. Сегодня порядка 70 миллионов граждан, включая, конечно, и детей, и взрослых, играют в компьютерные игры. В многопользовательские играх ребенок зачастую общается, не зная с кем. В этой части необходима идентификация. На наш взгляд, количество предложенных в законопроекте способов идентификации достаточно. При обсуждении с разработчиками мы не услышали какой-то технической неготовности к этому", - сообщил Волошин.

Чиновник отметил, что общая выручка за 2023 год от игровой отрасли превысила 170 млрд рублей и есть потенциал к дальнейшему росту. На этом фоне авторам законопроекта и регуляторам важно не затормозить это развитие. "Мы готовы подключиться к проработке чувствительных вопросов, по которым были высказаны предложения и замечания", - сказал Волошин.

Остается открытым вопрос взаимодействия с иностранными площадками. С одной стороны - об этом говорил Александр Михеев из АПРИОРИ и VK Play - есть опасения, что иностранные площадки откажутся выполнять требования по авторизации при помощи Госуслуг или номера телефона, а на отечественные вновь ляжет вся тяжесть регулирования, и это создаст для иностранцев неконкурентные преимущества. С другой - есть риски, что введение такого требования приведет к тому, что иностранные платформы, такие как Steam или GoG просто уйдут с российского рынка, и как следствие - российские разработчики лишаться возможности дистрибутировать свои игры в том числе и на международном рынке.

"Однозначного решения здесь нет, но и тормозить введение регулирование из-за этого не стоит. Важно понимать, что даже те компании, которые громко говорят, что не сотрудничают с регуляторами в России, по определенным чувствительным аспектам, например, безопасности детей, те или иные решения исполняют и законодательство соблюдают. Для них это вопрос репутации, вне зависимости от санкций. Если же они не готовы соблюдать даже эти минимальные разумные требования по безопасности, то и отношение к ним должно быть соответствующее", - пояснил Волошин.

Читать всю статью