В Волгограде открыта выставка «Возрождение Сталинграда»

2 дня(ей) назад 4
ARTICLE AD BOX

Гравюры и карандашные рисунки 1940–1970-х годов рассказывают о том, как из руин возвращался к мирной жизни разрушенный войной Сталинград, с какой любовью восстанавливали его жители. Таким его увидели, описали и зарисовали художники – очевидцы тех дней.

Эмоциональный отклик

Новая экспозиция формата «выставка в выставке» «Возрождение Сталинграда. Графика из коллекции ВМИИ», посвященная победе в Сталинградской битве, открылась в волгоградском музее Машкова.

В мини-выставку вошли графические произведения военных и послевоенных лет сталинградских-волгоградских художников. Сегодня они имеют не только художественную, но поистине историческую ценность, ведь авторы с натуры зарисовывали то, что увидели своими глазами – чудовищные разрушения в победившем городе. Небольшая галерея визуальных образов снабжена цитатами из воспоминаний и дневниковых заметок художников. Это еще больше усиливает эмоциональное впечатление.

Документальные зарисовки оставил нам известный советский художник Евгений Кибрик. Рисунки с натуры графитным карандашом «Город оживает» и «Начало восстановления» из серии «Сталинград. Сентябрь 1943 г.» показывает трагический образ покалеченного, но не сломленного города. Груды битого кирпича и фундаменты домов – а на их фоне маленькие фигурки людей – сталинградцы героически вели расчистку улиц от колоссальных завалов.

Художники, работы которых мы увидели на выставке, Алексей Быков, Петр Гречкин, Константин Финогенов, Алексей Николаев – это наши земляки, начинавшие в Сталинграде еще до войны.

Алексей Николаев – один из немногих художников, кто работал в воюющем городе, выпуская плакаты в окнах ТАСС, эвакуировался на короткое время. Его линогравюра «Салют Победы», созданная в 1972 году, показывает победный салют 9 мая 1945-го. Художник видел его тогда и запомнил на всю жизнь, передав ощущение необыкновенной радости на красочном графическом листе.

«Вечером все жители города или большинство их устремились на площадь Павших Борцов, где состоялся фейерверк самой Победы, – вспоминал Алексей Николаев. – Зрелище было необычное. Ракеты выстреливались из Комсомольского сада. Поэтому силуэты руин дома обкома КПСС и драмтеатра высвечивались на ярком небе, расцвеченном разноцветными ракетами. На белом обелиске памятника павшим защитникам Царицына, еще не восстановленного, ярко отражались красные ракеты, и был он как пламя.

Народу было очень много. Вся площадь и скверы были заполнены переодевшимися в лучшие одежды гражданами. Некоторые недогоревшие ракеты падали на людей, вызывая испуг одних, радостный смех других.

Было общее ликование, некоторые хлопали в ладоши, сопровождая хлопки радостью и смехом, другие вздымали руки кверху».

Рисунки как хроника

Художники-сталинградцы, возвращаясь с фронта, участвовали в черкасовском движении, отстраивали город, при этом не бросали карандаш и бумагу. Рисовали даже среди развалин. Жили тогда трудно и голодно, не хватало еды, был разрушен водопровод, город был еще заминирован, часто люди селились в наспех вырытых землянках, в плохо отапливаемых помещениях. Несмотря на это, художники проводили выставки в любых мало-мальски подходящих местах: под открытым небом в горсаду, в новом кинотеатре, клубе, библиотеке. Благодаря этому до наших дней дошла художественная хроника того времени.

На сделанном для местной газеты рисунке тушью «Сталинград, ул. Ленина, дом № 1» (1944 год) Алексея Быкова видно, что центр города гитлеровцы сровняли с землей, и из любой точки просматривалась Волга. На месте уничтоженных войной старых зданий – пока еще землянки. А на рисунке Быкова «Площадь чекистов» (1950 год) уже видны сталинские новостройки, стела, павильон остановки на краю оврага и троллейбус…

Художник Константин Финогенов, к тому моменту получивший всесоюзную известность, часто приезжал из Москвы в родной город, чтобы сохранить в своих натурных набросках его восстановление. Об этом рассказывает рисунок «“Красный Октябрь” поднимается из руин» (1944 г.).

Карандашная серия Петра Гречкина «Возрождение Сталинграда» показывает, как постепенно в воевавший и победивший город возвращалась мирная жизнь. На пепелище, где оставались только страшные, разбитые снарядами, кирпичные стены и окопы, появлялись заново отстроенные многоэтажные здания, скверы, памятники, там начали ходить первые трамваи («У братской могилы», «На ул. Краснознаменской восстанавливают трамвайную линию»).

Рисунки затем становились основой для печатных гравюр. Линогравюра Георгия Печенникова «Каменщицы» – это лики сталинградских мадонн, как хочется назвать простых женщин, труд которых подарил настоящее чудо – спасенный из небытия город. Ведь в то, что его можно возродить, верили не все. Эти портреты в теплых тонах посвящены трудовым будням сталинградцев, их надеждам и вере в непременно светлое будущее.

«В дни боев под Сталинградом я был на другом участке фронта, но всегда следил, насколько это было возможно во фронтовых условиях за всем, что происходило там, у родной Волги, – писал Георгий Печенников. – И вот после демобилизации в 1946 году я возвратился снова в родной город, если его можно было назвать городом.

Облик города, очертания фасадов домов, улиц представить мог только сталинградец. Вот тут был универмаг, здесь театр, кино «Комсомолец», горсад и милые уголки юношеских мечтаний. Только Волга по-прежнему мерно, широко с переливами гудков пароходов несла свои могучие воды мимо закопченных стен прославленного на века города.

На фоне изрешеченных осколками снарядов и пуль развалин Сталинград поднимался вновь белыми коробками силикатного кирпича зданий, башенными кранами и дымящимися трубами восстановленных заводов».

Куратор выставки, искусствовед Ольга Малкова подготовила ее к годовщине Сталинградской битвы и 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.

«В этих работах мы видим удивительную связь суровой реальности и творческого сознания, искреннюю вовлеченность художников в жизнь родного города, – комментирует Ольга Малкова. – На их рисунках город запечатлен таким, каким мы его видим на немногочисленных послевоенных фотографиях – это уголки Сталинграда, облик которых сейчас абсолютно изменился. Потрясает искренность личного высказывания на этих скромных, небольшого размера рисунках. Графические изображения очень хрупкие, подвержены воздействию света, поэтому мы не можем дольше, чем 3 месяца, их демонстрировать. Для наших зрителей это редкая возможность увидеть подлинники, живые зарисовки, в которых сохранение дыхание сурового и победного времени, воля к жизни».
Читать всю статью