Будущее строится сейчас

1 день назад 9
ARTICLE AD BOX

Сегодня в Москве активно создаются самые разные объекты: от масштабных транспортных развязок и уникальных станций метро до современных школ и детских садов в районах, некогда бывших промышленными площадками. Кто строит Москву, какие задачи стоят перед специалистами, что помогает повышать скорость выполнения работ, какие новые инструменты помогут развитию индустрии, выясняла «Вечерняя Москва».

Будущее строится сейчас

© Вечерняя Москва

Столица постоянно и планомерно развивается: появляются новые скверы и парки, возводятся современные жилые кварталы и знаковые объекты, развиваются общественные пространства и транспортная инфраструктура. Все это делает жизнь москвичей комфортнее. И соответствует задачам, которые поставил перед градостроителями мэр Москвы Сергей Собянин.

Формирование доступной и комфортной среды

Первый заместитель директора — главный архитектор ГБУ «ГлавАПУ» Артем Дедков рассказал о роли профессии градостроителя, проектах по созданию комфортных пространств в Москве и будущем столицы.

— Артем Геннадьевич, как по-вашему, в чем заключается важность профессии градостроителя и насколько она сейчас востребована?

— Градостроитель — это человек, который работает с настоящим, чтобы определить будущее. Его задача — предугадать возможные сценарии и перспективы развития города, чтобы создать такую среду, которая удовлетворяла бы потребности горожан и была актуальной на длительную перспективу.

Над этой масштабной миссией трудится множество специалистов: архитекторов, транспортников, инженеров, экологов, градэкономистов, дизайнеров, — которые работают в команде, предлагают идеи и ищут наиболее эффективные городские решения.

Наша профессия появилась много веков назад и все еще не утратила своей актуальности. Более того, города растут и развиваются, и вместе с этим увеличивается потребность в профессионалах, которые могут грамотно планировать территории и реализовывать грандиозные проекты. Команда ГлавАПУ — это молодой коллектив. В нашем штате много начинающих специалистов, недавно окончивших вузы. И мы делаем все возможное, чтобы они быстро адаптировались к рабочим процессам. Так, в этом году мы разработали большую стратегию обучения сотрудников. Запустили цикл лекций, где наши опытные коллеги делятся важными аспектами градостроительной деятельности. На будущее у нас много планов по развитию навыков молодых специалистов и становлению их лучшими профессионалами отрасли.

— Какие проекты сейчас реализуются в столице для создания комфортной городской среды?

Москва заметно преобразилась за последние 15 лет. Реализовано много масштабных проектов, которые вывели столицу на новый уровень по качеству городской среды. Сегодня Москва уже занимает первое место в российском рейтинге по этому показателю.

Прошло более семи лет с запуска программы реновации, и она зарекомендовала себя как лучшая мировая практика по улучшению жилищных условий. ГлавАПУ также приняло в ней участие, разработав 47 проектов планировки.

Важный ресурс для развития города сейчас — бывшие промышленные зоны, неэффективно используемые и незастроенные участки, которые реорганизуются по программе комплексного развития территорий (КРТ).

Так, в 2024 году был утвержден проект планировки территории бывшего авиазавода «МиГ» на Ленинградском проспекте площадью более 90 гектаров. Здесь на месте старых производств появятся новые и качественные пространства с жильем, общественно-деловой застройкой и всей необходимой инфраструктурой. Кроме того, территория станет проницаемой благодаря созданию новых велопешеходных связей. Это значимая и масштабная работа, которая будет реализовываться не один год.

Одним из крупнейших проектов ГлавАПУ за последнее время стала разработка территории в районах Можайский и Очаково-Матвеевское. Мы предложили реорганизовать территорию площадью 282,6 гектара, обеспечив будущих жителей жилой застройкой, образовательными учреждениями и объектами коммерческой инфраструктуры. Наши специалисты тщательно проанализировали местность и достигли необходимого баланса между жилыми и административно-деловыми зданиями. Сеть инженерных коммуникаций спроектирована с учетом будущего строительства в новых кварталах. Территорию интегрируют в транспортную сеть города, обеспечивая комфорт жителей благодаря пешеходным маршрутам и велосипедным дорожкам. Они свяжут кварталы с долиной реки Сетунь и станцией метро «Давыдково» Большой кольцевой линии.

В этом году завершен очередной цикл благоустройства по методу соучаствующего проектирования, которое осуществляется в рамках программы мэра Москвы «Мой район». Его суть состоит в совместных обсуждениях жителей и проектировщиков того, как будет выглядеть их двор. За четыре года силами ГлавАПУ было спроектировано 18 дворовых территорий.

В этом году наши сотрудники разработали концепции обновления общественных пространств в районах: Южное Бутово, Соколиная Гора и Чертаново Центральное. Здесь планируется благоустроить парк имени 30-летия Победы в Великой Отечественной войне, сквер по адресу: 3-я улица Соколиной Горы, 21, и сквер в районе дома № 21 по улице Академика Семенова. Будут оборудованы детские и спортивные площадки, зоны тихого отдыха, сохранятся и дополнятся зеленые зоны.

Сегодня в каждом жилом комплексе обязательно выделяется место для игровой площадки с разным оборудованием. Например, для детей школьного возраста строят большие спортивно-игровые комплексы, а для малышей — песочницы, лесенки и горки.

С развитием города постепенно меняется и формат школ: из отдельно стоящих зданий с открытыми стадионами они превращаются в большие образовательные кластеры с физкультурно-оздоровительными комплексами и уличными площадками для игр. В результате традиционная школа становится не только образовательным учреждением, но и центром спортивной и культурной жизни микрорайона. В свободное от учебы время сюда могут приходить все желающие.

По нашим проектам за последние пять лет благоустроено 18 школьных территорий. Мы стараемся создавать наиболее безопасные, комфортные и инклюзивные пространства, которые смогут способствовать физическому и эмоциональному развитию учеников.

— Мы говорим о новациях. Артем, а как используются цифровые технологии в градостроительстве?

— В современном мире технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни. Они проникли во все отрасли, и наша, конечно, не исключение. С каждым новым изобретением или методом взгляд на развитие городов меняется. Цифровизация позволяет нам комплексно подходить к планированию территорий.

В Москве с 2019 года активно используется цифровой двойник города — это точная 3D-копия столицы, созданная из более чем 12 миллионов фотоснимков. Она аккумулирует в себе аналитические и визуальные данные градостроительной сферы города: жилые и коммерческие строения, транспортную инфраструктуру, объекты здравоохранения и образования. Цифровой двойник города позволяет заранее смоделировать управленческие решения в сферах градостроительства и благоустройства, а также контролировать ход реализации градостроительных проектов.

— Каким вы видите вектор развития Москвы? Будет ли отрасль претерпевать изменения в будущем?

— Сегодня главная цель Москвы — стать лучшим мегаполисом, и мы уверенно движемся к этому, ежегодно доказывая, что у нас есть силы, потенциал и ресурсы для развития. Будущее столицы заключается в использовании передовых технологий и постоянной адаптации города под запросы жителей, учитывая современные тренды. Один из них — концепция планирования города, при которой все необходимое для горожан доступно в пределах 15-минутной пешей доступности: дом, работа, здравоохранение, образование и досуг. ГлавАПУ в своих проектах стремится обеспечить жителей будущих кварталов всей необходимой инфраструктурой.

В каждом районе появляются новые пространства и привлекательные локации, где можно интересно провести время. Планы города долгосрочны и масштабны. Вектор развития города — формирование качественной и доступной среды во всех районах.

Метро охватит отдаленные районы

За прошедший год Москомархитектура утвердила 18 проектов планировки территории столичного метро. Как сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Владимир Ефимов, наиболее значимым проектом этого года можно назвать проектирование Рублево-Архангельской линии метро от станции «Липовая Роща» до «Ильинской».

— Реализация этого проекта не только значительно сократит время в пути для горожан, но и создаст новые возможности для развития инфраструктуры и бизнеса в прилегающих районах. Открытие Рублево-Архангельской линии улучшит транспортное обслуживание около одного миллиона жителей в семи районах города, — отметил Владимир Ефимов.

Появление новых линий метро — важный шаг для создания более удобной городской среды.

— Каждый новый проект — это не просто проектирование новых станций, это создание комфортных условий для передвижения горожан. При разработке город учитывает потребности различных категорий граждан, включая маломобильные группы населения, — сказала в свою очередь председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская.

Онлайн-услуги как неотъемлемая часть совершенствования отрасли

За год Москомархитектура выпустила решения по почти 60 тысячам заявок на предоставление госуслуг в области архитектуры и строительства. Их подали через портал mos.ru.

Онлайн-услуги в сфере градостроительства значительно ускоряют процесс получения документов и уменьшают административные препятствия при согласованиях. Это важный этап в цифровизации строительной отрасли. В 2023 году специалисты приняли решения по 57,1 тысячи обращений на предоставление государственных услуг, оказываемых Москомархитектурой, а в 2024 году — по 59,4 тысячи.

В прошлом году самыми востребованными государственными услугами Москомархитектуры, которые доступны в электронном формате на портале mos.ru, стали «Приемка исполнительной документации для ведения Сводного плана подземных коммуникаций и сооружений в городе Москве», «Подготовка и выдача градостроительных планов земельных участков в городе Москве», «Приемка материалов и результатов инженерных изысканий для размещения в государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Москвы».

— В 2024-м выдали более девяти тысяч градостроительных планов земельных участков, 11 тысяч уведомлений о приемке материалов и результатов инженерных изысканий для размещения в государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Москвы. Также оформлено почти 14 тысяч решений о приемке исполнительной документации для ведения Сводного плана подземных коммуникаций и сооружений в столице, — добавили в Москомархитектуре.

Как отметили в столичном Департаменте информационных технологий, востребованность онлайн-услуг ежегодно растет благодаря их удобному формату. Воспользоваться ими можно, выбрав в каталоге услуг для бизнеса на mos.ru раздел «Строительство, реконструкция и ремонт», а затем — нужную услугу.

— Для получения ее в электронном виде юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям необходимо создать на портале кабинет организации, — уточнили в ведомстве.

МНЕНИЕ

Миллионы новых зданий

Степан Орлов, депутат Мосгордумы:

— Строительство — важнейшая часть городской экономики и социального развития. Наши строители каждый год прокладывают сотни километров новых дорог и десятки — новых линий метро, возводят жилые дома, промышленные здания, социальные объекты: больницы, поликлиники, объекты образования. Столичный Стройкомплекс дает стабильную работу сотням тысяч человек. А еще это отрасль, которая «создает огромный мультипликативный эффект в масштабах всей страны».

Сейчас крайне важно создать условия для продолжения всех столичных строек. Задача — помочь отрасли гибко адаптироваться к не самым простым нынешним условиям, справиться с последствиями санкций. И, несмотря ни на что, есть уверенность, что нам удастся удержать в Москве рекордные (без всякого преувеличения) темпы строительства и реализовать все планы и программы.

Посмотрите, десятки крупнейших градостроительных проектов, многие из которых не имеют аналогов в мире, — последние годы столица строит и строит. Миллионы квадратных метров жилья и иной недвижимости, сотни важнейших социальных объектов, многие сотни километров многополосных дорог и уникальных развязок и, конечно, метро: собравшая не один мировой рекорд Большая кольцевая линия, новые радиусы и станции, подземка развивается небывалыми в новейшей истории города темпами.

Но власти Москвы не собираются почивать на лаврах: перед столичными строителями стоит еще немало конкретных задач, которые в нашем стремительном, динамичном городе решаются в режиме 24/7!

Читать всю статью