ARTICLE AD BOX
Пример профессионализма Алексей Моргун занимал пост главного архитектора Куйбышева с 1965 по 1987 год. Прошло почти 40 лет, но его работу в этой должности продолжают вспоминать до сих пор. По мнению коллег, он был эталонным главным архитектором, принимавшим грамотные градостроительные решения и не боявшимся сказать "нет" самому высокому начальству, если инициатива казалась вредной для города. Но помимо административной работы Моргун - руководитель и автор десятков реализованных в Самаре проектов, многие из которых стали городскими достопримечательностями. Архитектор застал три эпохи. Проектировал в "сталинском" неоклассицизме, работал в советском модернизме, а в постсоветский период строил в разных стилях. Медаль "За отвагу" В Куйбышеве семья Моргуна оказалась по воле случая. После начала Великой Отечественной войны Алексей вместе с мамой и сестрой эвакуировались с Украины. Добрались до Сталинграда, а оттуда приплыли по Волге в Куйбышев. Только что окончивший школу Моргун устроился клепальщиком на авиационный завод, производивший штурмовики ИЛ-2. В 1942-м он сдал экзамены для поступления в Московский архитектурный институт, но стоило снять бронь на заводе, как в тот же вечер ему вручили повестку. Вместо учебы он отправился на Дальний Восток, воевал в Манчжурии, награжден медалью "За отвагу". Но мечта стать архитектором не отпускала. После демобилизации Моргун восстановился в столичном вузе, а после завершения учебы в 1951 году вернулся в Куйбышев. Годы войны и работа на заводе позже отразились в творчестве архитектора. По проекту Моргуна в 1975 году установили памятник штурмовику Ил-2 на пересечении Московского шоссе и проспекта Кирова, а атмосферу полутемных цехов архитектор использовал в оформлении станции метро "Безымянка". - Я помню эти темные цеха, рабочее место с небольшой подсветкой, - говорил он соавтору проекта станции метро и своему сыну Дмитрию Моргуну. - Давай колонны так же сделаем, высветим их, заглушим свет на потолке. Первые работы Моргуна в Куйбышеве были в стиле советского неоклассицизма. По его проекту построили, например, поликлинику нефтяников на улице Льва Толстого, 59. Это один из лучших примеров интеграции здания с портиком в плотную застройку. В этот период еще были клуб "Заря" и бывшая обкомовская дача на 1-й просеке, которую еще называют "Домиком Гагарина". Именно здесь первый космонавт планеты отдыхал 12 и 13 апреля 1961-го после легендарного полета. Эпоха модернизма В 1955 году Хрущев подписал постановление об устранении излишеств в архитектуре и строительстве. Завершилась эпоха неоклассицизма, ей на смену пришел советский модернизм. Моргун легко освоился в новом стиле. - Это поколение - жадное до всего, - вспоминает Дмитрий Моргун. - Люди войну пережили, многие из них фронтовики. Когда тебя могли убить, ты живешь по-другому. Наконец, пришел к своей мечте и делаешь все с такой отдачей, которая сейчас и не снилась. Они охотно брались за все направления. В том числе в архитектуре и градостроительстве, а это еще более сложная тема. Переход на модернизм происходил для них естественно. Они вдруг поняли, что так надо: это тоже хорошо, с этим можно работать. В 1960-1980-е Моргун проектировал здания разного назначения. Поскольку работу над объектами приходилось совмещать с обязанностями главного архитектора города, большая часть произведений этого периода была выполнена в соавторстве с коллегами. Например, Дворец спорта авиационного завода (сейчас Дворец спорта легкой атлетики) на улице Физкультурной проектировал вместе с Николаем Никитиным и В. Ворониным. Объединенное диспетчерское управление энергосистемы Средней Волги на улице Полевой создавал с участием Алексея Герасимова. Здание проектных институтов на Галактионовской, 132 - совместно с Ваганом Каркарьяном и Николаем Дегтяревым. "Чертили вешалками" Одной из главных работ того периода стал проект Дома советов, в котором должны были разместиться обком и облисполком КПСС. Сейчас это здание правительства Самарской области. Работа над этим объектом у группы архитекторов (Алексей Моргун, Ваган Каркарьян, Валентин Черняк) заняла много времени. Проектирование и строительство главного административного здания областного центра продолжались почти четверть века. Авторы несколько раз переделывали проект по требованию Госстроя СССР. За это время даже успела измениться градостроительная ситуация: на месте Ярмарочного спуска появилась площадь Славы с монументом. - Это был многолетний проект, в котором участвовала большая авторская группа, - рассказывает сын зодчего. - Предварительные материалы постоянно возили в Госстрой. Я тогда еще учился в Москве. Прихожу к отцу в гостиницу, а он рассказывает: "Нас опять развернули, сказали, поработать над фасадами". Приезжали главный архитектор города, главный архитектор института, главный конструктор, но какой-то Пупкин им говорит: "Поработайте над фасадами". Они шли в гостиницу и работали над этим. Отец мне предлагал: "Хочешь свой вариант сделать?" Я согласился, но мне чертить было нечем. Тогда я взял вешалку деревянную и работал ей. Отец потом вспоминал: "Мы вешалками чертили этот Дом советов". Последняя советская постройка архитектора - Ленинский мемориал (сейчас музей имени Алабина). Над ним Моргун работал вместе с группой московского Института имени Мезенцева во главе с Евгением Розановым. Как и в Ульяновске, здесь был запланирован ансамбль объектов. Он включал в себя воссоздание старой самарской улицы с домом Ратикова (Дом-музей Ленина), Дом книги и Дом политпросвещения, парадную площадь с памятником молодому Ильичу и пешеходный бульвар, который должен был связать комплекс с площадью имени Куйбышева. Часть замысла так и осталась на бумаге. В постсоветское время Моргун продолжал активно работать. По его проектам построили ряд зданий. Среди них - жилой дом на углу улиц Ленинградской и Максима Горького с кафе на первом этаже. В портфолио зодчего также много проектов, связанных с привязкой памятников, например, Александру Пушкину в сквере имени писателя. А еще - первая книга о местной архитектуре "От крепости Самара до города Куйбышева" (12+), изданная к 400-летию города. Моргун был смелым архитектором и чиновником, мудрым и чутким руководителем. - В его объектах много необычных деталей, поэтому приходилось чуть-чуть "давить", - говорит Дмитрий Моргун. - Он был один из "паровозов" всей проектной индустрии в городе. Мне это приятно и как его сыну, и как архитектору. Он старался исходить не из возможностей строительных организаций, которые хотели делать просто, а отталкиваться от сверхзадачи.